Сегодня 22 апреля 2018 года
Для слабовидящих

Изменения в праве Евразийского экономического союза

PDFПечатьE-mail

Вниманию участников ВЭД!

1 января 2018 года вступает в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза

Наиболее важные изменения таможенного законодательства, которые нашли отражение в ТК ЕАЭС:

ü приоритет электронного таможенного декларирования и применение письменного декларирования только в исключительных случаях;

ü возможность совершения таможенных операций, связанных с регистрацией таможенной декларации и выпуском товаров, автоматически, с использованием информационных систем таможенных органов;

ü оптимизация сведений, подлежащих указанию в декларации на товары и транзитной декларации;

ü возможность подачи таможенной декларации без представления таможенному органу документов, на основании которых она заполнена;

ü использование механизма «единого окна» при совершении таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию, убытием товаров с этой территории, таможенным декларированием и выпуском товаров;

ü сокращение сроков выпуска товаров;

ü четкая регламентация условий использования товаров, помещенных под таможенные процедуры, если содержание таможенной процедуры предусматривает ограничения по их использованию на таможенной территории ЕАЭС либо за ее пределами.

Структура нового ТК ЕАЭС включает 60 глав, которые умещены в 9 разделов:

I содержит общие понятия, термины, виды регулируемых отношений и другую исходную информацию, составляющую основу документа;

II включает информацию о тех лицах, которые совершают операции на таможне, а также самих операциях;

III описывает процесс и тонкости совершения таможенных процедур;

IV посвящен размерам и правилам наложения таможенных платежей, а также пошлин различного назначения, которое обязательны при совершении таможенных действий;

V включает нормы и правила оборота на таможне товаров, составляющих отдельные категории;

VI излагает общие правила и нормы осуществления контроля таможенного движения на территории стран, принявших кодекс;

VII является новым, отсутствующим в предыдущем кодексе. Он включает правовое положение таможенных органов, определяет полномочия и порядок их функционирования;

VIII составляет основу деятельности уполномоченного экономического оператора;

IX включает переходные положения.

В Таможенный кодекс Евразийского экономического союза внесены изменения в определения и понятия, а также включены новые понятия:

"водные суда" - морские суда, суда смешанного (река - море) плавания, а также подлежащие государственной регистрации в соответствии с законодательством государств-членов суда внутреннего водного транспорта (плавания);

"денежные инструменты" - дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, которые удостоверяют обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств и в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата;

"информационные ресурсы таможенных органов" - упорядоченная совокупность документированной информации (базы данных, другие массивы информации), содержащейся в информационных системах таможенных органов;

"искусственные острова" - закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения объекты, имеющие намывное, насыпное, свайное и иное неплавучее выступающее над поверхностью воды при максимальном приливе опорное основание, используемые в целях обеспечения обороны и безопасности государств-членов, регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи минеральных ресурсов, проведения морских ресурсных исследований водных биологических ресурсов и осуществления рыболовства, проведения морских научных исследований, в иных целях, не противоречащих международным договорам государств-членов с третьей стороной и законодательству государств-членов;

"меры защиты внутреннего рынка" - специальные защитные, антидемпинговые, компенсационные меры и иные меры защиты внутреннего рынка, установленные в соответствии с Договором о Союзе, вводимые в отношении товаров, происходящих из третьих стран и ввозимых на таможенную территорию Союза;

"меры таможенно-тарифного регулирования" - меры, применяемые в соответствии с Договором о Союзе в отношении ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Союза товаров и включающие в себя применение ставок ввозных таможенных пошлин, тарифных квот, тарифных преференций, тарифных льгот;

"назначенный оператор почтовой связи" - лицо, официально назначаемое страной - членом Всемирного почтового союза и обеспечивающее оказание услуг почтовой связи в соответствии с законодательством государств-членов и актами Всемирного почтового союза;

"наличные денежные средства" - денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монет, за исключением монет из драгоценных металлов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах-членах или государствах (группе государств), не являющихся членами Союза, включая изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки;

"налоги" - налог на добавленную стоимость, акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемые в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Союза;

"предварительная информация" - сведения в электронном виде о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу Союза, транспортных средствах международной перевозки, перевозящих такие товары, времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию Союза, пассажирах, прибывающих на таможенную территорию Союза;

"преступления" - преступления или уголовные правонарушения, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов в соответствии с законодательством государств-членов;

"таможенные пошлины, налоги, взимаемые в виде совокупного таможенного платежа" - сумма таможенных пошлин, налогов, исчисленная в отношении товаров для личного пользования по ставкам таможенных пошлин, налогов, применяемым в соответствии со статьей 53 настоящего Кодекса;

"таможенные пошлины, налоги, взимаемые по единым ставкам" - сумма таможенных пошлин, налогов, исчисленная в отношении товаров для личного пользования без разделения на составляющие ее таможенные пошлины, налоги;

"транспортные средства для личного пользования" - категория товаров для личного пользования, включающая в себя отдельные виды авто- и мототранспортных средств и прицепов к авто- и мототранспортным средствам, определяемые Евразийской экономической комиссией, водное судно или воздушное судно вместе с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и оборудованием, горюче-смазочными материалами, охлаждающими и иными техническими жидкостями, содержащимися в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, принадлежащие на праве владения, пользования и (или) распоряжения физическому лицу, перемещающему эти транспортные средства через таможенную границу Союза в личных целях, а не для перевозки лиц за вознаграждение, промышленной или коммерческой перевозки товаров за вознаграждение или бесплатно, в том числе транспортные средства, зарегистрированные на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

Исключены понятия:

меры нетарифного регулирования - комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза;

оператор почтовой связи - лицо государства - члена таможенного союза, обеспечивающее оказание услуг почтовой связи в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза и актами Всемирного почтового союза.

1 января 2018 года вступит в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС).


Документ призван способствовать развитию бизнеса посредством переноса бизнес-процессов в электронный формат, минимизировать издержки бизнеса при одновременном снижении фискальных рисков для бюджетов государств - членов ЕАЭС, а также содействовать инвестиционной привлекательности и развитию транспортной инфраструктуры ЕАЭС.

Ключевыми моментами нового таможенного кодекса являются упрощения таможенных процедур, автоматизация таможенных операций, применение механизма «единого окна», смещение акцентов контроля на этап после выпуска товаров, реализация механизмов «прослеживаемости» движения товаров во внешней и взаимной торговле ЕАЭС. Положения документа меняют подходы к институту уполномоченного экономического оператора, допускают возможность переноса уплаты таможенных платежей на этап после выпуска товаров и рассрочки/отсрочки платежей.


В соответствии с новым ТК ЕАЭС значительная часть полномочий по таможенному регулированию передана с национального на союзный уровень. Так, например, количество вопросов, которые в сфере таможенного регулирования будет решать Евразийская экономическая комиссия, по сравнению с прежним кодексом, увеличивается с 30 до 60. На национальном уровне останутся главным образом технические моменты. В частности, структура таможенных органов и ряд элементов их внутреннего функционирования.

Новации ТК ЕАЭС в значительной мере отражают результаты работы таможенной службы по внедрению передовых технологий в последние годы: электронного декларирования, предварительного информирования, электронного транзита, авторегистрации деклараций на товары и их автовыпуска, системы межведомственного взаимодействия.

Значительным шагом упрощения администрирования таможенных платежей и сокращения сроков выпуска товаров стала модернизация технологий контроля начисления, уплаты и перечисления таможенных платежей. Реализована возможность их уплаты в режиме реального времени, применения единого лицевого счета участника ВЭД для централизованного учета денежных средств плательщика, а также использования электронных банковских гарантий.

Таможенным платежам, специальным, антидемпинговым и компенсационным пошлинам посвящен II раздел ТК ЕАЭС (статьи 46 - 77).

Общие положения, касающиеся видов таможенных платежей, таможенных сборов за таможенные операции и авансовых платежей, а также плательщиков таможенных пошлин, налогов, значительных изменений не претерпели. При этом, по сравнению с Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС), изменился перечень льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.

Согласно ст. 49 ТК ЕАЭС под льготами по уплате таможенных платежей понимаются:

1) льготы по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифные льготы);

2) льготы по уплате вывозных таможенных пошлин;

3) льготы по уплате налогов;

4) льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов).

Случаи и условия предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин (тарифных льгот), а также порядок их применения определяются в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014г.

Льготы по уплате вывозных таможенных пошлин, льготы по уплате налогов, а также льготы по уплате таможенных сборов (освобождение от уплаты таможенных сборов) устанавливаются законодательством государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Таким образом, перечень ТК ЕАЭС (по сравнению с ТК ТС) дополнен льготами по уплате вывозных таможенных пошлин, тогда как тарифные преференции выделены отдельно, а также установлено, что они предоставляются в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе и предусматривают применение режима свободной торговли международными договорами ЕАЭС с третьей стороной. Тарифные преференции восстанавливаются в случаях и при соблюдении условий, которые определяются Комиссией ЕАЭС.

Статья 52 ТК ЕАЭС «Исчисление таможенных пошлин, налогов» расширяет полномочия таможенных органов по исчислению таможенных платежей. Если, согласно ТК ТС, исчисление сумм таможенных пошлин проводилось таможенными органами только в случае взыскания таможенных пошлин и налогов таможенными органами, то согласно положениям статье 52 ТК ЕАЭС, таможенные органы будут исчислять таможенные платежи по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров в случае выявления неверного исчисления таможенных пошлин, налогов, а также при наступлении обстоятельств, указанных в подпунктах 2 – 11 пункта 2 статьи 52 ТК ЕАЭС, а именно:

- при недоставке товаров в место прибытия, при утрате товаров в месте прибытия, при вывозе товаров из места прибытия на остальную часть таможенной территории ЕАЭС без помещения на временное хранение или без выпуска товаров таможенным органом в месте прибытия;

- в случае утраты иностранных товаров при убытии с таможенной территории ЕАЭС до фактического пересечения таможенной границы ЕАЭС;

- в случае утраты товаров, передачи либо выдачи товаров без разрешения таможенного органа, а также при их использовании не для целей временного хранения;

- если не доставлены в место доставки товары в установленный таможенным органом срок таможенного транзита и действие таможенной процедуры не завершено;

- невывоза с таможенной территории ЕАЭС иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта, до истечения срока;

- при установлении фактов использования временно ввезенных (вывезенных) транспортных средств международной перевозки (ТСМП) для внутренней перевозки либо их передача иным лицам, в том числе в аренду (субаренду), а также в случае утраты временно ввезенных ТСМП;

- в случае утраты иностранных товаров, декларируемых (выпущенных) в качестве припасов, либо их использования на таможенной территории ЕАЭС в целях, не предусмотренных главой 39 «Особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу ЕАЭС припасов»;

- в случае утраты международных почтовых отправлений или их выдачи получателю до выпуска таможенным органом товаров;

- в случае если нарушен установленный срок подачи декларации на товары в отношении последнего компонента товара и (или) если до истечения такого срока решение о классификации товаров прекратило действие либо было отозвано;

- при наступлении обстоятельств, при которых обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению, в отношении товаров, таможенное декларирование которых при их помещении под таможенную процедуру осуществлялось с использованием в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов;

- в связи с обстоятельствами, наступившими после выпуска товаров, и в отношении товаров таможенные пошлины, налоги не были исчислены плательщиком.

Для исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государств – членов ЕАЭС.

Для исчисления налогов, согласно пункту 4 статьи 53 ТК ЕАЭС, также применяются ставки, установленные законодательством государств – членов Союза, но общий перечень ставок налогов, применяемых в отношении товаров в государствах – членах Союза, будет формироваться Комиссией, и размещаться на интернет-сайте ЕАЭС.

Положениями статьи 54 ТК ЕАЭС установлены случаи возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (при незаконном перемещении, убытии/прибытии товаров, временном хранении, декларировании в соответствии с различными таможенными процедурами), а также когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются.

Пункты 6,7,8 статьи 56 ТК ЕАЭС регламентируют порядок исчисления таможенных пошлин и налогов в отношении незаконно перемещаемых товаров и в каких случаях применяется наибольшая из ставок таможенных пошлин, наибольшая из ставок налога на добавленную стоимость и действия таможенного органа, в случае, если он не располагает точными сведениями о перемещаемых товарах.

Обращаем внимание на следующие изменения в ТК ЕАЭС:

- отсутствует пункт об освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин товаров для личного пользования в адрес одного получателя, общая таможенная стоимость которых, не превышает суммы эквивалентной 200 (двумстам) евро. Теперь, стоимостные, весовые и (или) количественные нормы товаров для личного пользования без уплаты таможенных пошлин, налогов будут определяться Комиссией в зависимости от способов ввоза таких товаров на таможенную территорию Союза (ст. 266 ТК ЕАЭС). Комиссия также будет определять и категории товаров для личного пользования, в отношении которых законодательством государств – членов Союза могут устанавливаться более жесткие стоимостные, весовые и (или) количественные нормы ввоза на таможенную территорию Союза без уплаты таможенных пошлин, налогов;

- изменен порядок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при применении таможенной процедуры временного ввоза (допуска) с частичной уплатой. Так, в соответствии с абзацем 2 пункта 5 статьи 223 ТК ЕАЭС, в случае неуплаты или неполной уплаты сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, уплачиваемых периодически в сроки, установленные в соответствии с пунктом 3 и подпунктами 2и 3 пункта 5 статьи 225 данного Кодекса, ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате единовременно за весь оставшийся период применения частичной уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

Одновременно с новым кодексом должны вступить более 30 решений Евразийской экономической комиссии и новый Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

ТК ТС

ТК ЕАЭС

товар - любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу;

п. 35 ч. 1 ст. 4

"товар" - любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов (ранее - валюта государств - членов таможенного союза), ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу;

п. 45 ч. 1 ст. 2

обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств - членов таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды, а также в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза - мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты государств - членов таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;

п. 7 ч.1 ст. 6

противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при проведении таможенного контроля за перемещением через таможенную границу Союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;

п. 4 ч. 2 ст. 351

таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют иные виды контроля, в том числе экспортный, валютный и радиационный, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

ч. 5 ст. 94

осуществление экспортного, радиационного и иных видов государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством государств-членов

п. 8 ч. 2 ст. 351